Паломничество в Грецию (18 – 29 сентября 2011 г.)

Программа поездки была весьма насыщенной – за 11  дней (не считая дня отлета домой) мы должны были посетить  девять монастырей, семь храмов, совершить круиз вдоль  юго-западного побережья Афона, побывать на двух островах,  а также успеть покупаться и хотя бы чуть-чуть подзагореть.  Но прежде всего все же хотелось бы написать не о  монастырях, а о том, что понравилось и что удивило в  Греции. В Греции население почти на сто процентов православное.  Людей, исповедующих другую религию, крайне мало. Более  того, православие является государственной религией, и это  прописано в конституции страны. По сути, в Греции церковь  не отделена от государства – государство платит  священникам зарплату, выплачивает им пенсию, а также  строит храмы, восстанавливает монастыри. Также в Греции в  школе преподается Закон Божий, причем этот предмет  является обязательным, и освобождаются от него только  ученики другого вероисповедания. Т.е. каждый православный  грек в той или иной степени знает Священное Писание.  Другими словами, то, что в нашей по сути своей  православной стране вызывает бурю эмоций (как, например,  введение в школе предмета «Основы религиозной  культуры»), в православной Греции – норма.  Уроки в греческих школах начинаются с молитвы.

Хочется также отметить, что дед мороз в Греции – это  не санта клаус и не сказочный дед с бородой, а вполне  историческая личность – Василий Великий. Поэтому  дети в Греции просят подарков не у мифического существа с  белой бородой и мешком с подарками, а у великого святого.

А еще греки – очень открытый, дружелюбный и  общительный народ. Мы ехали на автобусе и вдруг остановка.  Послышались громкие голоса на улице. Оказалось, это греки  эмоционально объясняли нашему водителю дорогу. Как нам  поведал гид, греки могут и на обед заблудившегося путника  позвать.

Что еще удивило: в греческих храмах нет подсвечников около  икон. Как правило, подсвечники находятся в притворе храма  ближе к входу и представляют собой прямоугольные  контейнеры, наполненные песком или пшеницей (да-да, именно  пшеницей! Мы такой подсвечник видели в монастыре прп.  Патапия в городе Лутраки). В этот песок (или пшеницу) и  вставляют свечи приходящие в храм люди. Сложно сказать,  хорошо или плохо то, что около икон нет подсвечников, но  один плюс есть точно: никто во время службы не станет,  работая локтями, продираться сквозь молящихся людей, чтобы  поставить свечку у какой-нибудь иконы. Т.е. в Греции можно  незаметно зайти в храм во время службы, поставить свечку и  также незаметно уйти, никому не мешая. А еще, некоторые  греки сами пекут просфоры и приносят их в храм. Можно  также купить просфору в некоторых хлебных лавках. Мы  видели, как один пожилой грек принес большую богослужебную  просфору, аккуратно завернутую в ткань, и передал ее  священнику.

Хотелось бы отметить, что греки - довольно общительный и  шумный народ, поэтому в храмах далеко не всегда бывает  тихо. Но во время службы в храме тишина. Никто не болтает  ни во время причащения священства, ни во время причащения  мирян, ни на других частях службы - нам этому надо  учиться. Кстати, интересное наблюдение: во время  причащения один конец плата держит сам причащающийся, он  же самостоятельно отирает себе уста.

Конечно, не стоит идеализировать Грецию и греков, у них  тоже проблем хватает, особенно сейчас, в период кризиса.  Правительство урезает расходы на церковь, запрещает  рукополагать священников, чтобы не увеличивать расходы на  заработные платы. Да и менталитет у нас с ними разный  – далеко не все, что хорошо для грека, хорошо и для  русского. Но все же создалось ощущение, что вера для  греков более естественна, чем сейчас для нас. Вряд ли у  них кто-то будет осуждать человека за то, что он ходит в  храм, и наверняка у них больше людей задумывается о том,  что рано или поздно придется отвечать за свою жизнь перед  Творцом. Ну да ладно.

Теперь несколько слов о тех местах, где мы были. Мы  прилетели в город Салоники и сразу поехали в храм Св.  великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя  города. Храм построен на месте мученической кончины  Святого, и бережно хранит его мощи в специальной раке.  Помолившись у мощей святого Димитрия, мы поехали дальше. В  Салониках мы посетили еще несколько храмов, в частности  храм Святого Григория Паламы, где хранятся его мощи. Также  мы побывали в монастыре Святой Феодоры Солунской,  прославившейся своей аскетической жизнью.

Далее наш путь лежал в маленькое селение Суроти, в женский  Свято-Иоанно-Богословский монастырь, в котором похоронен  один из самых уважаемых греческих старцев - Паисий  Святогорец. На входе монастыря стоит столик, на котором в  корзиночке лежит лукум – сестры монастыря свято чтут  традицию старца угощать приходящих к нему людей этим  лакомством. Возле могилки в этот день было немного народу,  и мы спокойно поклонились старцу.

В завершение дня нас ждал еще один монастырь - мужской  монастырь св. Арсения Каппадокийского. Именно Святой  Арсений крестил старца Паисия и предсказал ему, что тот  будет монахом. Монастырь оказался небольшим и очень  уютным. В монастыре на возвышении находится большая  веранда, с которой можно наблюдать за заходом солнца. Мы  стояли, смотрели на уходящее в море светило, а в дальнем  углу веранды сидел пожилой монах, который, видимо, тоже  пришел проводить солнце. День закончился, и мы, усталые,  но довольные поехали в город Уранополис. На следующий день  нас ждал Афон.

Святая Гора Афон – монашеская самоуправляемая  республика, состоящая из двадцати монастырей (среди  которых есть и русский монастырь – монастырь святого  Пантелеимона). Женщинам путь на Афон закрыт – это  прописано в уставе республики. Мужчины могут попасть на  Афон, получив специальное разрешение (диамонитирион). Мы  плыли на теплоходе вдоль юго-западного побережья. Судам  запрещено подплывать к Святой Горе на расстояние меньше  пятисот метров, поэтому нам оставалось лишь всматриваться  в те монастыри, которые находятся на побережье Афона. Но,  не смотря на это, поездка была очень интересной –  удалось хотя бы издалека посмотреть на этот удивительный  полуостров, второй удел Божией Матери. Кстати, если вам  когда-нибудь доведется плыть вдоль Афона, захватите с  собой хлеба – над морем летает множество чаек,  которые не боятся подлетать близко и даже выхватывать хлеб  из рук.

Вернувшись в Уранополис (именно из этого города  отправляются суда к Святой Горе), мы плотно пообедали и  поехали дальше, в одно из самых посещаемых паломниками  мест Греции - Метеоры.

Метеоры – место уникальное. Это монастырский  комплекс, находящийся на вершинах скал. Скалы напоминают  огромные каменные столбы высотой около пятисот метров. Это  даже не горы, это именно отдельно стоящие столбы  естественного происхождения с отвесными склонами и  небольшими площадками на вершинах, как будто выросшие из  земли. Вот на этих-то площадках на вершине метеорских  столбов и ютятся православные монастыри. Раньше до  монастырей Метеоры можно было добраться только по  веревочным лестницам, потом появились сети, с помощью  которых братия поднимала друг друга наверх, используя  деревянную лебедку. И только в 20-м веке в скалах Метеор  была выдолблена дорога.

Сейчас в Метеорах шесть действующих монастырей. Мы  посетили два из них – мужской монастырь Варлаам и  женский монастырь святого Стефана. В соборе монастыря  Варлаама запомнилась фреска с изображением святого Сисоя  Великого перед открытой гробницей Александра Македонского,  в которой виден скелет великого завоевателя. Святой Сисой  как бы говорит: «Ты завоевал весь мир, но ничего не  смог забрать с собой. Все, что от тебя осталось –  лишь этот скелет».

Далее нас ждал переезд на остров Корфу – в гости к  святителю Спиридону Тримифунтскому, небесному покровителю  острова.

На острове Корфу (или Керкира, как называют его греки) мы  пробыли четыре полных дня, за которые успели накупаться в  соленом Ионическом море, побывать на литургии в храме  Спиридона Тримифунтского и приложиться к мощам святителя.  После литургии нас встретил православный гид и провел  экскурсию по столице. Мы прошли по узким улочкам города и  посетили храм святой царицы Феодоры, в котором покоятся ее  мощи. Царица Феодора известна своей борьбой с  иконоборческой ересью. Она смогла добиться восстановления  иконопочитания, и в честь этого ею был установлен праздник  – Торжество Православия, который поныне отмечается в  первое воскресенье Великого поста.

Поклонившись святителю Спиридону, мы распрощались с  островом и вернулись на материк – наш путь лежал в  город Патры, место проповеди и мученической кончины  апостола Андрея. В городе Патры находится самый большой  храм в Греции – собор святого апостола Андрея. В  этом храме хранится часть главы апостола, а также части  креста, на котором он был распят. Посетив храм, мы,  усталые, заселились в отель и забылись беспробудным сном.

На следующий день мы отправились в монастырь Мега Спилеон  (Великая Пещера). В этом монастыре хранится икона Божией  Матери, которая, как принято считать, является творением  апостола и евангелиста Луки. Монастырь вырос около пещеры,  в которой, согласно преданию, апостол Лука написал  Евангелие. В монастыре есть уникальный храм, хранящий  икону Божией Матери Великопещерная. Этот храм по сути  находится внутри скалы, в пещере. Недалеко от монастыря  находится небольшой отель, в котором есть магазинчик. В  этом магазине продается продукция, сделанная руками  монахов монастыря – масло, вино, бальзамы, а также  сборы горных трав, из которых получается отличный травяной  чай.

Побродив по монастырю, мы поехали дальше – в  труднодоступный монастырь Малеви, расположенный высоко в  горах Парнон. В монастыре находится чудотворная  мироточивая икона Успения Богородицы. Мироточит икона уже  не один десяток лет, причем мироточит очень обильно. Это  миро сестры монастыря раздают паломникам, приезжающим сюда  помолиться Пресвятой Богородице.

В годы турецкого ига, когда турки всеми силами старались  заставить греков забыть родной язык и православную веру, в  монастыре Малеви, как и в ряде других монастырей,  находилась тайная школа, где детей учили греческому языку  и основам православной веры. Таким образом, Православная  Церковь всеми силами пыталась не допустить превращения  молодых греков в «Иванов, родства не  помнящих».

Поклонившись Пресвятой Богородице, мы поехали в город  Лутраки, а точнее в женский монастырь преподобного  Патапия, находящийся на высоте 700 метров над уровнем моря  недалеко от города. Святой Патапий родился в четвертом  веке в Египте. Получив хорошее образование, он решил не  строить карьеру, а вести жизнь подвижника, для чего  удалился в пустыню, где пребывал в посте и молитве. По  прошествии многих лет, проведенных в пустыне, cвятой  перебрался в Грецию. Там, недалеко от места, где сейчас  стоит город Лутраки, он нашел пещеру, в которой и  поселился, продолжая вести уединенную жизнь. Вскоре вокруг  Святого Патапия образовалась монашеская община. Спустя  несколько лет святой уехал в Константинополь, где и предал  Богу душу. Со временем его нетленные мощи были перенесены  в его пещерную келию, где и пребывают по сей день. В  середине 20-го века рядом с пещерой святого Патапия вырос  женский монастырь – Монастырь святого Патапия.

Сестры монастыря встретили нас очень радушно, угостив  отличным греческим кофе. Приложившись к мощам святого  Патапия и насладившись завораживающим видом Коринфского  залива, открывающимся с территории монастыря, мы  отправились дальше - на красивейший остров Эвбея, где  покоятся мощи любимого греками русского святого - Иоанна  Русского.

Иоанн Русский был простым солдатом, воевавшим в армии  Петра Первого против Турции. После поражения Петра Иоанн  попадает в плен к туркам и становится рабом одного из  начальников турецкой армии. Иоанн любил Бога, был предан  православной вере, и на предложение принять мусульманство  ответил решительным отказом. За свой мужественный отказ он  претерпел множество унижений и пыток. Но что поразительно  – его плачевное, безвыходное положение не сломало  его, не заставило отречься от веры.

Человек поразительной воли, он сумел остаться верным  христианским идеалам жизни, живя среди мусульман в  унизительном статусе раба. Иоанн смиренно исполнял все  приказания своего господина, был послушен, приветлив и  отзывчив, чем впоследствии снискал уважение и у рабов  хозяина (которые изначально унижали его), и у самого  хозяина. Скончался Иоанн Русский в возрасте 40 лет,  причастившись Святых Христовых Тайн, которые принес ему  местный священник спрятанными в яблоке, опасаясь  мусульман.

Сейчас мощи Иоанна Русского покоятся на острове Эвбея, в  селении Нео-Прокопион, в храме, названным в честь святого.  В Нео-Прокопион мы приехали поздно вечером и разместились  в уютной паломнической гостинице прямо напротив храма.  Утром мы посетили храм, приложились к мощам Святого Иоанна  и отправились дальше – в монастырь преподобного  Давида Эвбейского.

Монастырь Давида Эвбейского находится на северо-западе  острова Эвбея, в красивом лесистом месте. Святой Давид жил  в 16-м веке. Прожив с родителями до 15-ти лет, он удалился  в монастырь. Бежав от преследований турок, Святой  перебрался на остров Эвбея, где и основал обитель,  названную в последствии его именем. Когда жизнь в  монастыре наладилась, преподобный Давид удалился жить в  пещеру, находившуюся в двух километрах от обители. Сейчас  в этой пещере находится часовня. Дорога до пещеры  непростая, особенно в конце – крутой спуск, идущий  через заросли. В эту пещеру по ночам ходил молиться  известный во всей Греции старец монастыря – Иаков  Эвбейский. Когда братия засыпала, старец тайно уходил из  обители и шел в пещеру, а утром возвращался в монастырь.

В монастыре нам также показали комнату, в которой во  времена турецкого ига находилась тайная школа для  греческих детей (как и в монастыре Малеви).

Монастырь Давида Эвбейского был последней святыней,  которую мы посетили в Греции. Далее наш путь лежал в  город-курорт Паралия Катерини, находящийся на побережья  Эгейского моря, где мы провели весь следующий день. Здесь  каждый нашел себе занятие по интересам – кто-то  купался, кто-то закупался (шубами, куртками и т.п.), а  кто-то успел сделать и то, и другое. На следующий день мы  помахали рукой Греции и улетели домой, увезя с собой  незабываемые впечатления о такой далекой, но в то же время  такой близкой каждому православному человеку стране!
Евгений Колотушкин


Роуминг за пределами
России до 10 раз дешевле.

Подробнее...
 

Православный календарь